Когда придет помощь Аллаха?
Во-первых.
Помощь Аллаха мусульманам над их врагами из числа неверующих, которые воюют с ними – истинное обещание и правдивое слово. Всевышний Аллах обещал ее верующим и сообщил, что она близка, но Он отодвигает ее по совершенной мудрости, и обладатель крепкой веры и глубокого убеждения знает, что победа близка, как сообщил об этом Всевышний Господь.
Всевышний Аллах сказал (здесь и далее перевод смысла): «Или вы полагали, что войдете в Рай, не испытав того, что постигло ваших предшественников? Их поражали нищета и болезни. Они переживали такие потрясения, что Посланник и уверовавшие вместе с ним говорили: «Когда же придет помощь Аллаха?» Воистину, помощь Аллаха близка» (Коран, 2:214).
Имам Ибн Джарир ат-Табари сказал:
“Эти слова означают: Или вы полагали, о верующие в Аллаха и Его посланника, что войдете в Рай, избежав бед и испытаний, которые постигли ваших предшественников из числа последователей пророков и посланников, и страдания, которым они подвергались? Их испытывали «нищетой» — крайней нуждой и бедностью, и «болезнями» — недугами и заболеваниям. Они переживали потрясения, то есть: их настигали враги, страх и ужас такой степени, что люди с нетерпением ожидали помощи Аллаха и говорили: «Когда же придет помощь Аллаха?». Затем Аллах сообщил, что помощь для них близка, и что Он поможет им одержать верх над врагами, исполнит Свое обещание, возвысит их слово и погасит огонь войны неверующих”. Конец цитаты из «Тафсир ат-Табари» (4/288).
Шейх Мухаммад Солих аль-Усеймин, да помилует его Аллах, упомянул некоторые пользы, вытекающие из этого аята:
1 — Человек должен просить помощи только у того, кто способен помочь, а это – Всевышний Аллах, поскольку Всевышний сказал: «Когда же придет помощь Аллаха?».
2 — Манхадж верующих в посланников – это манхадж этих посланников, и они говорят то, что говорят посланники, поскольку Всевышний говорит: «Посланник и уверовавшие вместе с ним говорили: «Когда же придет помощь Аллаха?» — они все вместе произносили эти слова, в надежде ускорить прибытие помощи.
3 — Совершенство могущества Аллаха, свят Он и велик, поскольку Всевышний сказал: «Воистину, помощь Аллаха близка».
4 — Мудрость Аллаха, когда Он удерживает помощь в определенное время, хотя она близка.
5 — Терпение ради Аллаха перед лицом испытаний является причиной попадания в Рай, поскольку смысл аята заключается в следующем: будьте терпеливы до тех пор, пока не войдете в Рай.
6 — Предвестие о помощи для верующих, чтобы они не переставали бороться в ожидании обещанной помощи.
Тафсир суры аль-Бакъара (3/42).
Во-вторых.
Помощь Всевышнего Аллаха близка не к тем, кто является мусульманином лишь на словах. Поистине, она – для тех, кто подтверждает свою веру сердцем и действиями.
Сказал Всевышний: «Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех, кто был до них. Он непременно одарит их возможностью исповедовать их религию, которую Он одобрил для них, и сменит их страх на безопасность. Они поклоняются Мне и не приобщают сотоварищей ко Мне. Те же, которые после этого откажутся уверовать, являются нечестивцами. Совершайте намаз, выплачивайте закят и повинуйтесь Посланнику, – быть может, вы будете помилованы» (Коран, 24:55-56).
Хафиз Ибн Касир, да помилует его Аллах, сказал: «Это обещание Аллаха Своему посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, что Он сделает его Общину наместниками на земле, то есть предводителями наций, и даст господство над ними, что станет причиной исправления положения стран. Люди подчинятся им, страх уйдет, и они будут жить в безопасности под их правлением. Всемогущий и Великий Аллах сделал это, хвала Ему и благодарность. Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, не умер, пока Аллах не покорил ему Мекку, Хайбар, Бахрейн, весь Аравийский полуостров, всю территорию Йемена, обложил джизьей огнепоклонников Хаджара и некоторые приграничные земли Шама. С ним обменивался дарами римский король Ираклий, правитель Египта и Александрии аль-Мукаукис, цари Омана и Негусы, король эфиопской империи Абиссинии, вступивший на престол после Асхама, да помилует его Аллах.
И затем, когда умер посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, его наместником стал Абу Бакр ас-Сиддикъ». Конец цитаты из «Тафсир Ибн Касир» (6/77).
Шейх Абд ар-Рахман ас-Са’ди, да помилует его Аллах, сказал: «Это — одно из обещаний Аллаха, в правдивости и истинности которого можно легко убедиться. Он обещал мусульманам, которые уверовали и совершают праведные деяния, что они непременно станут наместниками на земле и будут править на ней. Они также смогут исповедовать исламскую религию, которой Аллах остался доволен и которой суждено восторжествовать над всеми другими вероисповеданиями.
Аллах почтил мусульман этой религией и одарил их возможностью исповедовать ее душой и телом, и это обстоятельство свидетельствует о превосходстве мусульман и милости Аллаха по отношению к ним. Правоверные не только сами исповедуют религию Аллаха, но и проповедуют ее среди остальных людей, тогда как неверующим и приверженцам других вероисповеданий суждено оставаться униженными и поверженными.
А наряду с этим Аллах обещал мусульманам одарить их спокойствием и безопасностью после того, как они испытали страх. Было время, когда правоверные не могли открыто исповедовать исламскую религию, потому что мусульман было намного меньше, чем неверных, и потому что неверные причиняли им мучительные страдания. Враги Аллаха со всех концов земли единым фронтом выступали против мусульман. Именно в этот тяжелый период Аллах ниспослал Своим рабам это славное обещание. Тогда еще никто не мог предположить, что мусульмане будут господствовать на земле, править странами и народами, иметь возможность открыто выполнять предписания исламской религии, жить в безопасности и спокойствии, поклоняться Аллаху, не приобщая к Нему сотоварищей и не опасаясь никого, кроме одного Аллаха. Однако первые поколения мусульман не отказались от веры и праведных деяний и превзошли своих противников. И поэтому Аллах одарил их властью над целыми странами и народами, благодаря чему мусульмане покорили земли на востоке и западе, установили на земле мир и безопасность и получили возможность открыто исповедовать религию своего Господа. Воистину, это было и остается одним из удивительных знамений Аллаха.
Всякий раз, когда мусульмане обращаются к вере и праведным деяниям, они становятся свидетелями того, как исполняется обещание Аллаха. И так будет продолжаться до тех пор, пока не наступит Судный час. Но стоит мусульманам пренебречь верой и праведными деяниями, как Аллах позволяет неверующим и лицемерам одержать над ними верх и господствовать над ними некоторое время». Конец цитаты из «Тафсир ас-Са’ди» (перевод Кулиева).
См. также «Адваъ аль-Байан» аш-Шанкъити (6/36) и «Фатх аль-Къадир» аш-Шаукани (4/69).
В-третьих.
Искренность людей в своей вере в Господа и установлении Его законов является указанием на то, каким будет их положение, когда Всевышний Аллах даст им власть на земле. Это те, которым Всевышний Аллах обещал помощь и поддержку.
Всевышний сказал: «Если Мы одарим их властью на земле, они будут совершать намаз, выплачивать закят, велеть совершать одобряемое и запрещать предосудительное. А исход всех дел – у Аллаха» (Коран, 22:41).
Шейх Мухаммад аль-Амин аш-Шанкъити, да помилует его Аллах, привел аяты, в которых упоминается помощь Аллаха для верующих, после чего сказал: “Слова Всевышнего Аллаха: «Если Мы одарим их властью на земле» указывают, что не будет обещанной помощи от Аллаха, если верующие не будут выстаивать молитвы, выплачивать закят, повелевать одобряемое и запрещать порицаемое. Если Аллах дал некоторым людям силу, возвысив их слово и одарив властью на земле, но, несмотря на это, они не выстаивают молитвы, не выплачивают закят, не повелевают одобряемое и не запрещают порицаемое, то нет для них обещания помощи от Аллаха, поскольку они не относятся к партии Аллаха и Его приближенным (авлия), которым Он обещал Свою помощь. Наоборот, они являются партией шайтана и его приближенными. Если они ищут помощи Аллаха на основании обещанного Им, то они подобны тому, кто отказывается выполнять работу, за которую он получает деньги, а затем требует выплатить зарплату. Такие люди лишены здравого смысла.
Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Аллах – Всесильный, Могущественный» (Коран, 22:40). Всемогущий – Побеждающий, Которого никто и ничто не одолеет, как уже не раз было упомянуто.
Эти аяты свидетельствуют о справедливости правления халифов праведного пути, потому что Аллах помог им одолеть врагов, так как они помогали Ему (утверждая Его религию – прим.), выстаивали молитвы, выплачивали закят, повелевали одобряемое и запрещали порицаемое. И тогда Аллах дал им власть и сделал их наместниками на земле, как Он сказал: «Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле» (Коран, 24:55).
В действительности приведенные аяты включают сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а так же всех, кто помогает религии Аллаха полноценным образом. А знание – у Всевышнего Аллаха». Конец цитаты из «Адваъ аль-Байан» (5/272).
В-четвертых.
В дополнение к вышесказанному, необходимо понимать, что у помощи есть свои средства достижения, и тот, кто желает помощи, не предпринимая надлежащих шагов, противоречит Шариату и здравому смыслу.
Шейх Саид б. Али б. Вахаф аль-Къахтани, да хранит его Аллах, сказал:
«К очевидным вещам относится знание того, что есть определенные средства получения помощи против врагов, и мусульмане получают ее против своих врагов, по воле Аллаха. К этим средствам относятся следующие:
- Вера и праведные деяния.
Всевышний Аллах сказал: «Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех, кто был до них. Он непременно одарит их возможностью исповедовать их религию, которую Он одобрил для них, и сменит их страх на безопасность. Они поклоняются Мне и не приобщают сотоварищей ко Мне. Те же, которые после этого откажутся уверовать, являются нечестивцами» (Коран, 24:55).
- Содействие религии Аллаха.
Одно из величайших средств достижения помощи заключается в содействие религии Всевышнего Аллаха, исповедание этой религии словом, убеждением, делом и призывом. Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Если вы поможете Аллаху, то и Он поможет вам и утвердит ваши стопы. Гибель тем, которые не уверовали! Он сделает тщетными их деяния» (Коран, 47:7-8).
- Упование на Аллаха после предпринятия соответствующих мер.
Упование на Аллаха вместе с подготовкой ресурсов относится к самым важным факторам победы. Всевышний сказал: «Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих» (Коран, 3:159).
Упование на Аллаха должно сопровождаться необходимыми мерами, поскольку упование зиждется на двух великих столпах:
Первый – полагание на Аллаха и вера в Его обещание и помощь.
Второй – принятие мер, предписанных Исламом. По этому поводу Всевышний Аллах сказал: «Приготовьте против них сколько можете силы и боевых коней, чтобы устрашить врага Аллаха и вашего врага, а также тех, которых вы не знаете, но которых знает Аллах. Что бы вы ни израсходовали на пути Аллаха, вам будет возвращено сполна, и с вами не поступят несправедливо» (Коран, 8:60).
- Совещание между ответственными лицами для мобилизации исламских войск.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совещался со своими сподвижниками, не смотря на то, что его разум был совершенен, и мнение было верным. Он поступал так, подчиняясь повелению Всевышнего Аллаха, и чтобы угодить своим сподвижникам. Всевышний сказал: «(которые) совещаются между собой о делах» (Коран, 42:38).
- Непоколебимость при встрече с врагом.
К причинам получения божественной помощи относится непоколебимость при встрече с врагами, исключающая бегство с поля боя. Передается от Абд-Аллаха б. Аби Ауфа, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О люди! Не желайте встречи с врагом и просите у Аллаха благополучия. Но если вы все же встретитесь с ним, будьте терпеливы, и знайте, что Рай — под тенью сабель».
- Храбрость, самоотверженность и самопожертвование.
Среди величайших причин достижения помощи – наличие мужества, способности к самопожертвованию и убеждение в том, что джихад не приближает смерть и не отодвигает ее. Всевышний Аллах сказал: «Смерть настигнет вас, где бы вы ни находились, даже если вы будете в возведенных башнях» (Коран, 4:78).
- Мольба (дуа) и обилие поминаний Аллаха (зикр).
Одним из величайших и сильнейших причин помощи является ее поиск у Аллаха и обилие поминаний Его имени, поскольку Он – Обладатель силы, Он способен победить любого врага и оказать помощь Своим приближенным (авлия). Всевышний сказал: «Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, – быть может, они последуют верным путем» (Коран, 2:186).
- Повиновение Аллаху и Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует.
Повиновение Аллаху и Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, относится к важнейшим основам и причинам достижения божественной помощи. Всевышний сказал: «Те, которые повинуются Аллаху и Его Посланнику, боятся Аллаха и исповедуют богобоязненность, обрели успех» (Коран, 24:52).
- Единство и неделимость.
Муджахиды должны действовать в соответствии с причинами достижения помощи, особенно уповая на Аллаха, будучи сплоченными, избегая раскола и разногласий. Всевышний Аллах сказал: «Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику и не препирайтесь, а не то вы падете духом и лишитесь сил. Будьте терпеливы, ибо Аллах – с терпеливыми» (Коран, 8:46).
- Терпение и стойкость.
Любое дело требует наличия терпения, но особенно оно необходимо в битве с врагами Аллаха и Его посланника. Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Будьте терпеливы, запасайтесь терпением, несите службу на заставах и бойтесь Аллаха, – быть может, вы преуспеете» (Коран, 3:200).
- Искренность перед Всевышним Аллахом.
Воин не будет муджахидом на пути Аллаха, если он не искренен. Всевышний Аллах сказал: «Не уподобляйтесь тем, которые горделиво вышли из своих домов, показывая себя перед людьми, и сбивали других с пути Аллаха. Аллах объемлет все, что они совершают» (Коран, 8:47).
- Стремление к тому, что уготовано у Всевышнего Аллаха.
К средствам достижения помощи против врагов относится желание щедрости и милости Аллаха и стремление к счастью в обоих мирах.
- Назначение руководителями набожных людей.
Еще одним средством достижения помощи Аллаха является назначение командованием войсками, армией или фронтом людей, отличающихся глубокой верой и праведными делами, отдавая предпочтение лучшему из них, а затем следующему по степени имана. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий» (Коран, 49:13).
- Приверженность принципам, защищающим от гибели, поражения и наказания.
Краткое изложение этих принципов:
Первый: покаяние (тауба) во всех упущениях и грехах – больших и малых. Необходимо знать, что покаяние принимается только при соблюдении следующих условий:
→ оставление всех грехов;
→ твердое решение больше никогда не возвращаться к ним;
→ раскаяние и сожаление о содеянном.
Если совершённый грех ущемил права другого человека, то к этому добавляется четвертое условие: прощение со стороны этого человека.
Второе: богобоязненность. Это когда человек создает преграду между собой и тем, что вызывает недовольство или гнев Аллаха и Его наказание.
Третье: выполнение всех религиозных обязанностей (фараид), и совершение добровольных актов поклонения (навафиль).
Четвертое: повеление одобряемого и запрещение предосудительного.
Пятое: следование Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, во всех вопросах вероубеждения, в словах и делах.
Шестое: обращение к Аллаху с мольбами». Конец цитаты из «Усердие на пути Аллаха, его достоинство и уровни, а так же причины помощи против врагов» (стр. 21-30).
А Аллах знает лучше.
Islam Q&A, фетва № 104119 Перевод: sawab.info