Наказание за прекращение поста в рамадане без уважительной причины
Вопрос: Я не соблюдаю пост, буду ли я наказан за это в Судный День?
Ответ: Хвала Аллаху… Пост в месяц рамадан является одним из столпов религии Ислам. Всевышний Аллах сообщил, что Он предписал соблюдать пост верующим этой общины так же, как и предписал тем, кто были до них. Он сказал: «О вы, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан тем, кто жил до вас, — быть может, вы станете богобоязненными» (сура «аль-Бакара», аят 183).
Он также сказал: «Тот из вас, кого застанет месяц рамадан, в котором был ниспослан Коран — истинное руководство для людей, разъяснение прямого пути и различение [между истиной и ложью], — пусть проводит его, постясь. А если кто будет болен или в пути, то пусть постится столько же дней в другой месяц. Аллах желает вам облегчения, а не затруднения, желает, чтобы вы завершили число дней, [определенных для поста], и чтобы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он направил вас на истинный путь. Быть может, вы возблагодарите Его» (сура «аль-Бакара», аят 185).
Передается от Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ислам основывается на пяти (столпах): свидетельстве о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, совершении молитвы, выплате закята, совершении паломничества и соблюдении поста в месяц Рамадан» (аль-Бухари № 8, Муслим № 16).
Человек, не соблюдающий пост в рамадан, оставляет один из столпов Ислама и совершает один из больших грехов. Некоторые ученые-предшественники даже считали подобного человека неверующим и вероотступником. Прибегаем к Аллаху от этого.
Абу Я‘ля в «Муснаде» приводит хадис от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Узы Ислама и опоры религии – три. Они являются основами Ислама, и человек, оставивший хотя бы одну из них, становится неверующим, кровь которого становится разрешенной: свидетельство, что нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, совершение предписанных молитв и соблюдение поста в рамадан». аз-Захаби считал, что этот хадис достоверен; аль-Хейсами в «Аз-зауаид» (1/48) сказал, что это – хороший хадис и также аль-Мунзири в «Ат-таргыб уат-тархиб» (805 и 1486); аль-Албани в «ас-Сильсиля ад-Да‘ифа» (94) сказал, что этот хадис слабый.
Аз-Захаби в «Аль-кабаир» (стр. 64) сказал: «Верующие твердо уверены, что человек, оставивший пост в рамадан, не будучи больным и не имея уважительной причины, из-за которой можно не поститься, хуже прелюбодея и алкоголика. И даже более этого, они сомневаются в его приверженности к Исламу и подозревают его в неверии».
Ибн Хузейма (1986) и Ибн Хиббан (7491) передали предание, которое является достоверным, и в котором упоминается угроза тому, кто оставил пост. Абу Умама аль-Бахили сказал, что слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я спал, и тут ко мне пришли двое мужчин. Они взяли меня за руку и привели к горе. А после сказали: „Поднимись“. Я ответил: „Я не смогу этого сделать“. Они сказали: „Мы поможем тебе“. Я поднялся на самую вершину горы, и вдруг, услышав сильных звук, спросил их: „Что это за звук?“ Они сказали: „Это вой обитателей Огня“. Потом они пошли со мною, и я увидел людей, подвешенных за их сухожилия, с разорванными ртами, из которых текла кровь. Я спросил: „Кто они? “, мне ответили: „Это те, которые употребляли пищу, прежде чем закончился их пост“». аль-Албани в «Сахих Мауарид аз-Замъан» (1509) сказал, что хадис достоверен.
Аль-Албани, да помилует его Аллах, сказал: «Это наказание постигнет того, кто постился, а после намеренно разговелся до наступления времени разговения. А что же говорить о том, кто не постится вообще?! Просим Аллаха о благополучии в этом мире и мире дольнем».
Мы бы хотели посоветовать брату, что задал вопрос: чтобы он боялся Всевышнего Аллаха, опасался Его гнева и наказания, чтобы он поспешил к покаянию прежде, чем постигнет его нарушительница наслаждений – смерть. Воистину, сегодня необходимо действовать, так как сегодня еще нет расчета, а завтра – расчет, и уже не будет возможности совершать дела. И пусть он знает, что покаяние человека, покаявшегося Аллаху, будет принято, и к тому, кто приблизиться к Аллаху на пядь, Он приблизиться на сажень. Воистину, Он – Щедрый, Кроткий, Милостивый:
«Неужели они не знают, что только Аллах может принять покаяние от Своих рабов и получить милостыню, что Аллах — Прощающий [раскаявшихся], Милосердный?» (сура «ат-Тауба», аят 104).
Если бы Вы попробовали поститься и почувствовали легкость поста, а также спокойствие, покой, приближение к Аллаху, даруемое им, то не оставили бы его. Поразмышляйте над словами Аллаха в конце аятов о посте: «Аллах желает вам облегчения, а не затруднения» (сура «аль-Бакара», аят 185),
«Быть может, вы возблагодарите Его» (сура «аль-Бакара», аят 185). Вы поймете, что пост – это благо, которое заслуживает благодарности. Именно поэтому группа из праведных предшественников желали, чтобы весь год был рамаданом.
Просим Всевышнего Аллаха помочь Вам, указать верный путь, раскрыть Ваше сердце к тому, в чем есть счастье в этой и будущей жизни.
А Аллах знает лучше.
Сайт «Ислам: вопрос и ответ» фатва № 38747