Как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал праздничную молитву?
Вопрос: Я бы хотел узнать о том, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал праздничную молитву.
Ответ: Хвала Аллаху… Праздничную молитву он, да благословит его Аллах и приветствует, совершал в месте для проведения молитв, в Сунне не приводятся предания о том, что он совершал её в своей мечети.
Аш-Шафи‘и в своём труде «аль-Умм» сказал: «До нас дошло знание о том, что посланник, да благословит его Аллах и приветствует, для совершения двух праздничных молитв выходил к месту совершения молитвы. Также поступали и те, кто последовал ему, исключением являлись случаи, когда был дождь и т. п. Так поступали люди и в других местностях, кроме мекканцев».
При выходе на праздничную молитву он облачался в лучшие одежды. У него была хулля, которую он надевал по пятницам и праздникам. Хулля – это одежда, состоящая из двух частей и сшитая из одной материи.
До выхода на праздник Разговения он ел некоторое нечетное количество фиников.
Передаётся от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, направляясь на праздник Разговения, не выходил, пока не съедал нечетное количество фиников (приводит аль-Бухари под № 953).
Ибн Кудама сказал: «Мы не знаем о разногласии (среди ученых – прим. пер.) в том, что желательно спешить с принятием пищи в День Разговения».
Мудрость в принятии пищи до молитвы состоит в том, чтобы человек не предполагал, что пост обязателен до праздничной молитвы. Некоторые сказали: «Мудрость в том, чтобы человек спешил подчиниться велению Всевышнего Аллаха в обязательности разговения после того, как подчинился и постился».
Если у мусульманина нет фиников, то пусть разговеется другим, хотя бы попьет воды, чтобы тем самым исполнить сунну, которая состоит в том, чтобы разговеться до молитвы в праздник Разговения.
Что же касается праздника Жертвоприношения, то Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не принимал пищу, пока не возвращался с места совершения молитвы, и он ел из того, что принёс в жертву.
Передаётся, что в дни двух праздников он совершал полное омовение (гусль). Ибн Кайим сказал: «На эту тему есть два слабых предания… Однако передаётся, что Ибн ‘Умар, известный своей сильной приверженностью Сунне, совершал в день праздника полное омовение перед выходом».
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, шёл на праздничную молитву и возвращался с неё пешком.
Ибн ‘Умар сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выходил на праздник пешком, и возвращался пешком» (приводит Ибн Маджа под № 1295; аль-Албани в «Сахих Ибн Маджа» сказал, что хадис хороший).
‘Али ибн Аби Талиб сказал: «Идти на праздничную молитву пешком, и возвращаться пешком является Сунной» (приводит ат-Тирмизи под № 530; аль-Албани в «Сахих ат-Тирмизи» сказал, что это хороший хадис).
Ат-Тирмизи сказал: «В соответствии с этим хадисом, большинство ученых предпочитают, чтобы человек отправлялся на праздничную молитву пешком. И считают, что нежелательно отправляться верхом, если только в этом нет необходимости».
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дойдя до места молитвы, приступал к молитве, без призыва на молитву (азана), без призыва к молитве (икамы) и без слов «ас-саляту джами‘а» (говорится перед молитвами по случаю затмений – прим. пер.). Сунной является не делать ничего из этого.
Также он не совершал ничего ни до праздничной молитвы, ни после неё.
Пророк, мир ему и благословение, совершал молитву до проповеди. Он совершал два рака‘ата. В первом рака‘ате он произносил такбир (слова «Аллах велик!») семь раз после такбирутуль-ихрам (слов «Аллах велик!» в начале молитвы), и делал небольшую паузу между каждыми двумя такбирами. Не передаётся, что между такбирами он произносил определенное поминание Аллаха (зикр). Ибн Мас‘уд сказал: «Он восхвалял Аллаха, прославлял, благодарил Его и произносил благословение пророку, мир ему и благословение».
Ибн ‘Умар, известный своей сильной приверженностью Сунне, поднимал руки при каждом такбире.
Закончив такбиры, Пророк начинал читать суру «аль-Фатиха», а после неё, в одном из рака‘атов, он читал суру «Каф», а в другом – суру «аль-Камар». А иногда он читал суру «аль-Гашийа» и суру «аль-А‘ля». Это достоверно передаётся от него. В отношении чтения других сур достоверных преданий нет. Завершив чтение, он произносил такбир и совершал поясной поклон. После завершения первого рака‘ата и вставания с земного поклона, он произносил друг за другом пять такбиров, а после приступал к чтению (суры «аль-Фатиха» и другой суры после неё). Оба рака‘ата он начинал с такбиров, а после чтения совершал поясной поклон.
Касир ибн ‘Абдуллах ибн ‘Амру ибн ‘Ауф передал от своего отца, а тот от своего деда, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в первом рака‘ате праздничной молитвы произносил семь такбиров до чтения (суры «аль-Фатиха» и другой суры после неё), а в следующем – пять такбиров до чтения (приводит ат-Тирмизи). Ат-Тирмизи сказал: «Я спросил Мухаммада (аль-Бухари) об этом хадисе», и он ответил: «В этом разделе нет более достоверного хадиса, чем этот, и это мое мнение».
Закончив молитву, посланник Аллаха, мир ему и благословение, становился перед сидевшими рядами людьми для того, чтобы увещевать их и давать им свои наставления и веления. Если же после этого он хотел послать куда-нибудь военный отряд, то делал это, и если хотел приказать сделать что-то, то приказывал.
Там не было минбара, на который бы он поднимался. Он произносил проповедь, стоя на земле. Джабир сказал: «Я присутствовал вместе с посланником Аллаха на праздничной молитве. Вначале, до проповеди, он совершил молитву, перед которой не произносили ни азан, ни икаму. Затем он, опершись на Биляля, встал, велел быть богобоязненными и побуждал (нас) подчиняться Аллаху. Он увещевал людей, напоминал им и продолжал, пока не обратился к женщинам. (Обратившись к ним, он также) увещевал их и напоминал им» (приводят аль-Бухари и Муслим).
Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: «В День Разговения и Жертвоприношения посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выходил на место совершения молитвы, и первое, с чего он начинал, была молитва. По её завершении он становился перед сидевшими рядами людьми…» (приводит Муслим). Каждую проповедь он, мир ему и благословение, начинал с восхваления Аллаха, не передается от него ни одного предания, что он начинал праздничную проповедь с такбира.
Са‘д ибн аль-Караз, муаззин Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пророк, мир ему и благословение, возвеличивал Аллаха, говоря „Аллах велик!“, во время проповеди, и увеличивал число такбиров во время праздничной проповеди» (приводит Ибн Маджа; аль-Албани в «Да‘иф Ибн Маджа» сказал, что это слабый хадис). Наряду со слабостью, этот хадис не указывает на то, что посланник Аллаха, мир ему и благословение, начинал свою проповедь с такбира.
В «Тамам аль-минна» (аль-Албани) сказано: «Вместе с тем, что это предание не указывает на то, что праздничную проповедь предписано начинать с такбира, оно является слабым. Поэтому нельзя приводить этот хадис в качестве доказательства желательности такбиров во время проповеди».
Ибн Кайим сказал: «В отношении того, с чего начинать праздничную проповедь и проповедь молитвы о ниспослании дождя, приводятся разные мнения. Одни говорят, что обе эти проповеди начинают с такбиров, другие, что проповедь молитвы о ниспослании дождя начинается с просьбы о прощении, а третьи, что обе эти проповеди начинают с восхваления Аллаха. Шейхуль-ислам Ибн Теймия сказал: „И это (то есть последнее – прим. пер.) — верно“. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, все свои проповеди начинал с восхваления Аллаха».
Также Пророк, мир ему и благословение, позволял людям, присутствующим на празднике, как оставаться и слушать проповедь, так и уйти.
‘Абдуллах ибн ас-Саиб сказал: «Я присутствовал на праздничной молитве вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Завершив молитву, он сказал: „Мы будем произносить проповедь. И тот, кто желает остаться на неё, пусть остаётся, кто же желает уйти, то пусть идёт“» (приводит Абу Дауд под № 1155; аль-Албани в «Сахих Аби Дауд» сказал, что это достоверный хадис).
Пророк, мир ему и благословение, в праздничный день шёл и возвращался разными дорогами. Джабир ибн ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «В праздничный день Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, менял дорогу» (приводит аль-Бухари под № 986).
Сайт «Ислам: вопрос и ответ», фатва № 49020