Откладывание восполнения поста до следующего Рамадана
Вопрос: Я не соблюдал пост в некоторые дни Рамадана по причине месячных, и так – несколько лет. И до сих пор я не восполнила эти дни. Что я должна сделать?
Ответ: Хвала Аллаху.
Имамы единодушны в том, что пропущенные дни Рамадана необходимо восполнить до наступления следующего месяца Рамадан. В доказательство они приводят хадис от Аиши, которая сказала: «Бывало, что я пропускала дни Рамадана, которые я могла восполнить только в месяце Ша’бан — по причине занятости посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». Хадис передали аль-Бухари (1950) и Муслим (1146).
Аль-Хафиз сказал: «Из ее стремления восполнить пост в Ша’бане мы понимаем, что не дозволено откладывать это до начала следующего Рамадана».
Если человек откладывает восполнение пропущенных дней поста до следующего Рамадана, то это означает одно из двух:
Первое: обоснованное откладывание, например продолжительная болезнь, длящаяся вплоть до наступления следующего Рамадана. В этом случае на нем нет греха в откладывании, поскольку у него есть оправдание, и он должен всего лишь восполнить пропущенные дни поста.
Второе: необоснованное откладывание, когда, имея возможность восполнить пост, он не сделал этого вплоть до наступления следующего Рамадана.
Необоснованное откладывание является грехом. Имамы единогласны в том, что он должен восполнить пропущенные дни, но их мнения разделились насчет того, должен ли он наряду с этим еще накормить по одному бедняку за каждый пропущенный день поста.
Имамы Малик, аш-Шафии и Ахмад считали, что он должен накормить бедняка. Они обосновывали свое мнение тем, что это передается от некоторых сподвижников, среди которых Абу Хурейра и Ибн Аббас, да будет доволен ими Аллах.
Имам Абу ханифа считал, что кормить бедняка не обязательно. Он ссылался на то, что Всевышний Аллах обязал того, кто пропустил пост в Рамадане, восполнить его, но ничего не сказал о кормлении бедняка. Всевышний Аллах сказал (перевод смысла): «А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (Коран, 2:185).
См. «аль-Маджму’» (3/366) и «аль-Мугни» (4/400).
Второго из двух этих мнений придерживался и имам аль-Бухари, который сказал в своем «Сахихе»: “Ибрахим (ан-Нахаи) сказал: «Если человек пренебрег (восполнением пропущенного поста) вплоть до наступления следующего Рамадана, то он должен восполнить пропущенные дни». Но он не считал, что нужно еще накормить бедняка. В сообщении мурсаль от Абу Хурейры и Ибн Аббаса передается, что он должен накормить бедняка”. Затем аль-Бухари сказал: “Но Аллах не упомянул кормление бедняка, когда Он сказал: «пусть постится столько же дней в другое время»”. Конец цитаты.
Шейх Ибн Усеймин, отмечая отсутствие обязанности кормить бедняка, сказал: «Что касается слов сподвижников, то принятие их в качестве довода является темой дальнейшей дискуссии, если они идут вразрез с очевидным смыслом Корана. Здесь вменение в обязанность кормление бедняка противоречит явному смыслу Корана, поскольку Всевышний Аллах обязал поститься столько же дней в другое время, но ничему не обязал сверх этого. Поэтому мы не должны требовать от людей то, чего не требует от них Аллах. Сообщение, переданное от Ибн Аббаса и Абу Хурейры, да будет доволен ими Аллах, можно истолковать как нечто желательное, а не обязательное. Правильным мнением в этом вопросе является то, что он не обязан делать что-либо сверх восполнения пропущенных дней поста, но он совершает грех, откладывая это». Конец цитаты из «аш-Шарх аль-Мумти’» (6/451).
Исходя из вышесказанного, обязательным является лишь восполнение поста, а если он, проявив предосторожность, еще и накормит бедняка за каждый пропущенный день, то это хорошо.
Если спрашивающий откладывал восполнение без уважительной причины, он должен покаяться Всевышнему Аллаху, с твердым намерением не совершать подобного в будущем.
Мы просим Всевышнего Аллаха наставить нас на то, что Он любит и чем Он доволен.
И Аллах знает лучше.
Islam Q&A, фетва № 26865 Перевод: sawab.info