Раздел: Брак

Столпы и условия брака, обязательные условия опекуна

29.06.2012 | Автор:

У брачного договора в Исламе три столпа (аркан):

1. Будущие супруги должны быть свободны от любых препятствий, мешающих заключению правильного, с точки зрения шариата, брака. То есть, они не должны быть близкими родственниками, которым запрещено вступать в брак (махрамы), или молочными братом и сестрой, а так же неверующий мужчина и мусульманка, и т.д.

2. Предложение (иджаб) опекуна (вали) или того, кто его замещает, и это – его обращение к жениху со словами: «Я выдаю замуж за тебя такую-то», или похожие по смыслу слова.

3. Принятие предложения (къубуль), и это слова жениха или того, кто его замещает, который должен сказать: «Я принимаю», или похожие по смыслу слова.

Что касается условий (шурут) правильного брачного договора, то они таковы:

1. Определение жениха и невесты путем указания их имен или описания и т.п.

2. И жених, и невеста должны быть довольны друг другом, потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не выдают замуж вдову (т.е. женщину, которая рассталась с мужем в результате его смерти или развода), пока не получат её согласие (причем, она должна подтвердить это словами), и не выдают замуж девственницу без её разрешения (она может выразить своё разрешение словами или молчанием). Люди спросили: О, посланник Аллаха, каково её разрешение (ведь она стесняется)?» Он ответил: «Её молчание». Хадис передал аль-Бухари (4741).

3. Брачный договор для женщины должен заключить её опекун (вали), потому что в вопросе брака Аллах обратился к опекунам: «Сочетайте браком тех из вас, кто холост» (Коран, 24:32), а Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Брак женщины, которая вышла замуж без разрешения опекуна, является недействительным, является недействительным, является недействительным». Этот достоверный хадис передали ат-Тирмизи (1021) и другие.

4. Наличие двух свидетелей при заключении брачного договора. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет брака без опекуна и двух свидетелей». Хадис приводится у ат-Табарани и в «Сахих аль-Джами’» (7558).

Очень важно объявление о браке, потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Объявляйте о браке». Хадис передал Имам Ахьмад. Оценён как хасан в «Сахих аль-Джами’» (1072).

Что касается опекуна, то он должен отвечать следующим условиям:

1. Он должен быть в здравом уме.

2. Он должен быть совершеннолетним;

3. Он должен быть свободным человеком (не рабом).

4. Он должен исповедовать ту же религию, что и невеста. Неверующий не может быть опекуном мусульманина или мусульманки. Так же мусульманин не может быть опекуном неверующего или неверующей. Однако неверующий может быть опекуном для неверующей при заключении брака, даже если их религии не совпадают. Вероотступник (муртад) не может быть опекуном ни для кого.

5. Он должен быть справедливым и непорочным человеком, что является условием, по мнению некоторых учёных. Некоторые из них сказали, что достаточно внешнее проявление справедливости. Другие сказали, что достаточно, чтобы он учитывал пользу для женщины, которой он является опекуном.

6. Он должен быть мужчиной, потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не выдает замуж женщину женщина, и не заключает брак сама себе. Поистине, только прелюбодейка выдает замуж сама себя». Передал Ибн Маджа (1782). Этот хадис так же приводится в «Сахьихь аль-Джами’» (7298).

7. Он должен быть благоразумным человеком, способным понимать вопросы совместимости и интересы брака.

По мнению ученых фикха, опекуны подчиняются принципу очередности, и не  дозволено преступать ближайшего опекуна, кроме как за неимением этого человека или за отсутствием перечисленных выше условий. Опекуном женщины является её отец, затем тот, кого он завещал, затем дед со стороны отца, и далее по восходящей линии. Затем её сын, затем его сыновья, и далее по нисходящей линии. Затем её брат от обоих родителей (родной брат), затем её брат по отцу, затем сыновья брата от обоих родителей, затем сыновья её брата по отцу. Затем родной дядя, затем дядя — брат её отца от другой жены, затем её двоюродные братья, а затем  тот, кто ближе по родству из близких родственников, как в случае с наследованием. Затем руководитель мусульман (или тот, кто замещает его, как например, кади) — он является опекуном для женщины, у которой нет своего опекуна.

А Аллах знает лучше.

Islam Q&A фатва № 2127
Перевод: sawab.info
При копировании материала с этого сайта гиперссылка на sawab.info обязательна.

Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу.

Просим не задавать вопросы. На них некому отвечать.