Прощается ли большой Ширк по незнанию?

23.08.2011 | Автор:

Вопрос: Каково мнение Ибн Усаймина, да смилуется над ним Аллах, в вопросе прощения по незнанию того, кто совершает большой ширк? Я читал от него два разных мнения. В одном из них, отвечая на вопрос спрашивающего о положении мусульман, которые поклоняются могилам, в записях «Нур ‘аля ад-Дарб», он сказал: «Это невежество спрашивающего, называть их мусульманами». А в другом своем мнении он сказал, что они остаются мусульманами из-за их незнания и из-за отсутствия призыва. Может у шайха два мнения, — одно старое, а второе новое, где ему стало ясной истина? И какое из двух мнений более правдивое и опирается на шариатские доказательства?

Ответ: Хвала Аллаху.

Мы не смогли найти слова шейха Усаймина, да помилует его Аллах, на которые указал спрашивающий, среди фетв «Нур ‘аля ад-Дарб», но мы нашли его слова во множестве его напечатанных книг и аудио фетв. Мы не нашли ни одного противоречия или несовпадения в его словах, и нет там ни одного опровержения предыдущих решений.

Мы можем привести мнение Шейха, да помилует его Аллах, коротко, в следующих пунктах:

1. Основа, на которую опирается мнение Шейха — это оправдание из-за незнания. Он даже считает, что нет ни у кого довода на то, что незнающий не может быть оправдан. Он считает, что если бы не было оправдания по незнанию, то не было бы смысла в посылании посланников, а творения должны были бы следовать обязательствам, опираясь на врожденные качества, и не нужно было бы посылать посланников.

2. Нет различия в оправдании из-за незнания в вопросах вероубеждения или деяния.

3. Нет различия в оправдании из-за незнания между вопросами очевидными или неизвестными, так, как очевидность и неизвестность — вещи относительные, есть разница между одной средой и другой средой, между одной личностью и другой личностью.

4. Неверие, которое выводит из Ислама, бывает веороубеждением, словом, действием или оставлением действия, и Шейх не отрицает этого. Но есть разница в обвинении конкретного человека в неверии, — может быть так, что у него есть оправдание и он не является неверным.

5. Человек, совершающий неверие по незнанию, не является неверным. Он не знает шариатского постановления о своем действии, или он спросил кого-то знающего, который дал ему разрешение на это действие. Он является неверным, если ему были предъявлены доводы и удалены его сомнения.

6. Не у каждого, кто оправдывается незнанием, оно принимается. Незнание может быть из-за небрежного отношения к учебе или к вопросам религии, или может этот человек упорствует в непринятии истины и не стремится ее узнать. Таких людей Шейх не считает достойными оправдания. Исключением являются те, которые не имели представления, что это действие запрещено и не было никого из ученых, кто обратил бы его внимание на это. В таком случае у человека может быть оправдание.

7. Незнающий из числа тех, кто в основе являются кафирами: на него распространяются все положения кафира в этой жизни, а то, что будет с ним в последней жизни – это у Аллаха. Правильное мнение заключается в том, что они будут испытаны (в Судный день).

Незнающий из числа мусульман, который совершает куфр, выводящий из Ислама (по незнанию): на него распространяются положения верующего, а то, что с ним будет в Судный день, решает Аллах.

Шейх Усаймин, да помилует его Аллах, приводит тексты из Корана, Сунны, и слов ученых, которые обосновывают это мнение в данном вопросе. Он объясняет, что на это же мнение опирается мазхаб шайха Мухьаммада ибн Абдул Ваххаба, да помилует его Аллах, в опровержение тем, кто поняли его мазхаб по-другому.

И для того, чтобы разъяснить слова Шейха, которые мы упомянули, мы в вкратце приведем некоторые его слова, а тот, кто хочет узнать больше, пусть ознакомится с источниками, которые мы укажем.

1. Спросили шейха Усаймина, да помилует его Аллах, об оправдании по причине незнания в вопросе вероубеждения, на что он ответил:

— Разногласие в вопросе оправдание незнанием (‘узр би джахль) — это такое же разногласие, как и в вопросах фикха. Иногда это может быть словесным разногласием, а иногда из-за применения положения такфира к определенному человеку. Например, все единогласны в том, что это действие, или слово, или оставление (действия), является неверием. Но распространяется ли это положение на определенного человека, были ли ему представлены доказательства и устранены все препятствия для предъявления ему обвинения, или нет?

Незнающий, который совершает неверие, бывает двух видов:

Первый: это человек, исповедующий не ислам или вообще неверующий, и он даже не догадывается, что настоящая религия — это не то, во что он верит. На такого человека распространяется хьукм, исходя из его явного положения, т.е. куфра. (т.е. он — кафир в основе), а в Судный день его дело решит Аллах. И наиболее правильное мнение в этом вопросе, — что он будет испытан таким способом, как это будет угодно Аллаху. Нам не известно, что они сделают, но нам известно, что Аллах никого не введет в Огонь, кроме как из-за грехов, потому, что Аллах сказал: «Аллах ни с кем не поступит несправедливо» (Сура «Пещера», 18:49).

Мы судим о нем, исходя из его явного положения, — т.е. он кафир — потому, что он не исповедует Ислам, и мы не можем судить о нем как о мусульманине, но мы скажем, исходя из наиболее правильного мнения, что он будет подвергнут испытанию в Судный день. В подтверждение этого мнения пришло много повествований, которые упомянул ибн Каййим, да помилует его Аллах, в своей книге «Тарикъ аль-Хиджратайни», где он пишет о восьмом мазхабе в вопросе, касающегося детей многобожников, в четырнадцатом разделе этого вопроса.

Второй: это человек, исповедующий Ислам, но вместе с этим он совершает действия неверия, и он даже не догадывался, что эти действия противоречат Исламу, и никто не предупредил его об этом. На такого человека распространяются положения, исходя из его явного Ислама, а в Судный день Аллах решит его положение. На это указывают Коран, Сунна и слова ученых.

Доказательства из Книги – это слова Аллаха: «Мы никогда не наказывали людей, не отправив к ним посланника». (Сура 17 «Перенес Ночью», аят 15). И Его слова: «Твой Господь не уничтожал селения, пока не отправлял в важнейшее из них посланника, который читал им Наши аяты. Мы не уничтожали селения, если только их жители не были беззаконниками». (Сура 28 «Рассказ», аят 59). И Его слова: «Мы отправили посланников, которые несли благую весть и предостерегали, дабы после пришествия посланников у людей не было никакого довода против Аллаха. Аллах – Могущественный, Мудрый.» (Сура 4 «Женщины», аят 165). И Его слова: «Мы отправляли посланников, которые говорили на языке своего народа, чтобы они давали им разъяснения.»(Сура 14 «Ибрахим», аят 4). И Его слова: «Аллах не вводит в заблуждение людей, которым Он указал прямой путь, пока Он не разъяснит им, чего они должны опасаться». (Сура 9 «Покаяние», аят 115), И Его слова: «Это – благословенное Писание, которое Мы ниспослали. Следуйте же ему и будьте богобоязненны, – быть может, вы будете помилованы. Мы ниспослали его, чтобы вы не говорили: «Писание было ниспослано только двум общинам до нас, и мы ничего не знали о том, что они изучали». Или чтобы вы не говорили: «Если бы нам было ниспослано Писание, то мы придерживались бы прямого пути лучше, чем они»». (Сура 6 «Скот», аяты 155-157). И другие подобные аяты, доказывающие, что довод не считается представленным, пока не дошло знание и разъяснение.

Что касается доводов из Сунны: передается в «Сахихе Муслима» (1/134) от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Клянусь Тем, в чьей длани душа Мухаммада! Каждый, кто услышит обо мне от этой общины (т.е. общины призыва), будь то иудей или христианин, а затем умрет, не уверовав в то, с чем я послан, будет обитателем Огня».

Что касается слов ученых, то в книге «Аль-Мугни» (8/131) сказано: «А если он является из тех, кто не знал об обязанности, такой как недавно принявший ислам, или выросший на неисламской территории, или в местах, отдаленных от поселений и ученых, такому человеку не выносится такфир».

Сказал Шейх Ислама Ибн Таймийа в «Маджму’ аль-Фатава» (3/229): «Я всегда был — и те кто общается со мной знают об этом — сильнейшим противником обвинения определенного человека в неверии (такфир), или в нечестии (тафсик), или в ослушании (ма’сия), если только известно, что ему был представлен пророческий довод, противоречие которому приводит к куфру, или к нечестию, или к ослушанию. И я признаю, что Аллах простил этой умме ее ошибки. Это прощение включает в себя словесные ошибки и ошибки в деяниях, и до сих пор салафы не перестали спорить во многих вопросах, но никто из них не свидетельствовал против другого, что он кафир, или нечестивец, или грешник»

И дальше он сказал: «Я разъяснял, что передали от праведных предков и имамов, что они выносили такфир в общем тем, кто скажет так-то и так-то, что это правильно, но нужно различать между общим и частным такфиром.

Еще он сказал: «Такфир наказуем, даже если сказанное слово было считанием лжи того, что сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Но если человек недавно принял Ислам или вырос в далеких местах, то такому не выносится такфир за его отрицание до тех пор, пока не будет представлен довод. Может быть так, что человек не слышал этих текстов, или слышал, но посчитал их не достоверными, или кто-то опровергал их перед ним, делая ошибочное толкование».

Сказал Шейх Ислама Мухьаммад ибн Абдул Ваххаб в книге «ад-Ддурар ас-Санийа» (1/56): «Что касается такфира, то я делаю такфир тому, кто узнал религию Посланника, а затем стал ее порочить и отворачивать от нее людей и враждовать с ее последователями. Такому человеку я делаю такфир».

На странице 66 он сказал: «Ложью и наветом являются их слова, что мы выносим такфир в общем и обязываем делать к нам переселение тех, кто в состоянии проявлять свою религию. Все это ложь и навет, посредством которых они сбивают людей с религии Аллаха и Его посланника. Если мы не выносим такфир тому, кто поклоняется идолу, который стоит над (могилой) Абдул Къадира, или идолу над Ахьмадом аль-Бадави и подобных им, по причине их невежества и по причине отсутствия того, кто объяснил бы им это, то как же мы вынесем такфир тем, кто не совершал многобожия, но не совершил к нам переселения или не сражался вместе с нами или не выносил такфира?!».

Если это смысл текстов Корана, Сунны и слов ученых, значит это смысл мудрости Аллаха, Его милости и жалости. Он никогда не наказывает, пока есть оправдание перед Ним. Разум не в состоянии самостоятельно определить обязанности перед Аллахом и Его права, в противном случае не было бы смысла в посылании Посланников.

Основа того, кто относится к Исламу, в следующем: человек остается в Исламе до тех пор, пока не осуществится что-либо, что выведет его из него, в соответствии с шариатским доводом…

Перед тем, как вынести такфир, необходимо знать две вещи:

Первое: довод из Корана и Сунны, что это выводит из Ислама, во избежание возведения лжи на Аллаха.

Второе: что это решение подходит этому определенному человеку, и что исполнились все условия такфира по отношению к нему, и удалены все препятствия.

Одно из важнейших условий — это чтобы он знал о своем проступке, по причине которого он стал неверным: «А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжём в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» (Сура 4 «Женщины», аят 155). Аллах обусловил наказание Огнем знанием наказуемого о своем противоречии посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Но является ли условием знание того, что это противоречие приводит к неверию, или достаточно знание, что он противоречит посланнику Аллаха, без знания того, к чему это приводит?

Правильным является второе мнение, т.е. его знание того, что он противоречит Посланнику, достаточно для вынесения соответствующего решения. Потому, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обязал нарушившего пост в Рамадане совокуплением, дать выкуп, несмотря на то, что совершивший это не знал о выкупе, но знал о запрете совокупления. И потому, что женатый мужчина, совершивший прелюбодеяние, должен быть убит подбиванием камнями, даже если он не знал о наказании, но он знал о запрете прелюбодеяния. Может быть, если бы он знал о наказании, он не сделал бы этого.

Итак, незнающий (джахиль) прощается за совершение неверия словом или делом, так же как он прощается за совершение фиска словом или делом, и это мнение строится на доводах из Корана, Сунны, разума и слов ученых.

Сборник фетв шайха Усаймина (2/224).

При копировании материала с этого сайта гиперссылка на sawab.info обязательна.

Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу.

Просим не задавать вопросы. На них некому отвечать.